скачать текст

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

СЛОВЕСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Находясь на сцене, актер непрерывно действует. То есть что-то делает, но не просто так. Дети говорят – вот я дышу, моргаю, сижу, иду, прыгаю – я же что-то делаю? Значит, я действую.
Нет. Верное сценическое действие – это всегда воздействие на партнера (человека, зал, предмет – тут воображение не ограничено). Воздействие – это попытка что-то изменить в партнере – заставить его подчиниться, услышать, задуматься, выполнить, собраться и т.д. Не дошло до партнера – значит, ты не воздействовал на него, или воздействовал крайне слабо, без желания, с «расколом» (внутренним оценивающим смехом – «я такой смешной сейчас!»)
Все воздействия на партнера имеют общую, единую цель - воздействовать на сознание в целом: на внимание, на чувство, на воображение, на память, на мышление и на волю того, с кем актер взаимодействует.
Для определения действия мы используем глаголы. Обратите внимание, что выполняя то или иное воздействие, актер меняет позы – пристройки, где-то он «наравне» с партнером, где-то «сверху» - над партнером, где-то «снизу» - подстраивается под партнера.
Тело актера неотделимо от того, что он произносит во время воздействия, поэтому приветствуются самые разнообразные, выразительные, интересные пристройки – лежа, сидя, на коленях, с оборотом, через плечо, не только стоя.
Упражнения на словесные воздействия выполняются с минимальным набором слов – 1-2 слова, маленькое предложение. Иначе актер уходит «в болтовню», треплет текст, думает, чего б еще сказать, а не воздействует.

Итак, мы воздействуем:

На внимание партнера
ЗВАТЬ         
Цель - только обратить на себя внимание, привлечь к себе партнера, оно даже не всегда требует произнесения слов.

На чувства партнера
ОБОДРЯТЬ
Цель - укрепить в партнере уверенность в том, что он ведет себя "правильно", пытаться сделать его выше, бодрее, "тянуться к партнеру", помогать ему.

УПРЕКАТЬ
Цель - вернуть партнера к осознанию тех его интересов, о которых он забыл, каким он изменил, тело приспособлено к ожиданию изменений в поведении партнера, под влиянием совести.

На воображение партнера
ПРЕДУПРЕЖДАТЬ         
Цель - нарисовать картину, которая помогла бы партнеру чего-то избежать, намекнуть на возможные последствия. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Тело настороженное, готовое к обороне. Некоторая неуверенность.

УДИВЛЯТЬ
Цель - нарисовать нечто приятное для партнера, расширяющее его горизонты. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Яркая пристройка сверху, "удобное" устройство тела в пространстве, прямой взгляд.

На память партнера
УЗНАВАТЬ
Цель - извлечь нечто из памяти партнера. Пристройка наравне, ожидание ответа без всякого его предрешения, полная неподвижность после действия, до выяснения его результатов.

УТВЕРЖДАТЬ     
Цель - заложить нечто в память партнера. Пристройка наравне, бросить внимание партнера на мгновение после совершения действия.

На мышление партнера
ОБЪЯСНЯТЬ        
Цель - добиваться, чтобы партнер усвоил что-то, сделать партнера "единомышленником". Пристройка скорее снизу, к "работающей голове партнера".

ОТДЕЛЫВАТЬСЯ           
Цель - добиваться, чтобы партнер не мешал, позволил вернуться к прерванному делу. Готовность тела "бросить" партнера на последнем слове.

На волю партнера
ПРИКАЗЫВАТЬ   
Цель -  добиваться немедленной реакции от партнера, яркая пристройка сверху, тело ожидает выполнения. Свобода тела, прямой взгляд, часто сопровождается жестом рукой и головой.

ПРОСИТЬ   
Цель - добиваться немедленной реакции от партнера, яркая пристройка снизу, тело ожидает получения просимого, минимально затруднив партнера. Тянуться к партнеру, ловить его взгляд.