скачать текст

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

СТОП-ОЦЕНКА

Стоп
     Одна из главных закономерностей поведения человека – это оценки-стопы.
     Оценка - это момент, в течение которого нужно "уложить в голову" нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать дальше, как после этого события поступать?
     Труднее всего "уложить в голову" факт чрезвычайной важности и чрезвычайно неожиданный… Чем труднее "оценка", тем соответственно она длительней.
     Для сравнения.
     Оценка небольшого события – я собираю учебники в школу на завтра,  карандаш сломан. Остановился, уложил это в голове (секунды), взял точилку, карандаш поточил, закончил собирать рюкзак.
     Оценка более важного события – я собираю учебники в школу на завтра, не нахожу тетрадь, в которой  делал домашнее задание. Ну вот нет ее, и все! Была же совсем недавно, и нет! А завтра она очень нужна, непременно проверят, и заново я уже домашнее задание не сделаю – не успею!
     Соответственно, оба «стопа» будут разными по продолжительности, и выходы из них будут тоже разными – неторопливая заточка карандаша не идет ни в какое сравнение с активным перекапыванием рюкзака в поисках тетради, и на столе, и в комнате, и в другой комнате!
     Оценка факта - это мгновение встречи человека с неожиданностью, оно всегда выразительно. Этот момент сразу показывает, что человек ждал, а чего не ждал,  как он справляется и выходит из сложного положения при столкновении с неожиданностью.
     Оценка факта как «процесс восприятия нового» начинается со стопа. Заметил неожиданность – замер.
      Если стоп органичный, то после него обязательно наступит какое-то изменение в поведении: голос повысится или понизится, соответственно и тело изменится (мобилизация или пристройка).
      Если в поведении ничего не меняется, значит, это механический стоп, который бывает только у плохих артистов, он мало что выражает и является таким дежурно-ремесленным, но не содержательным моментом жизни человека.