© Раздорожная Татьяна Валериевна |
Инсценировка Татьяны Раздорожной для актеров 7-11 классов по произведению Анатолия Алексина "Сигнальщики и горнисты" и песням Булата Окуджавы о Великой отечественной войне. Пока земля еще вертитсяНастоящее Прошлое ПРОЛОГ ПЕТЯ: 1 ТРЕК Выходят подростки с книгами. Слева угол – Женька, Даша, задник слева – Надежда, Таня, центр – Гнедков, Сергей, задник справа – Мама, Володя, Валька, гримерка – Учительница, Берта, Саша. ДАША СЕРГЕЙ МАМА САША ЖЕНЬКА УЧИТЕЛЬНИЦА ГНЕДКОВ ВОЛОДЯ ТАНЯ ВАЛЬКА БЕРТА НАДЕЖДА ПЕТЯ ДАША СЕРГЕЙ МАМА САША ВСЕ АКТЕРЫ 2 ТРЕК СЦЕНА 1 Переход группами к первым ящикам, рассказывают друг другу о Пете. Фоном «Неистов и упрям». ТАНЯ: - У каждого человека обязательно должно быть имя. СЕРЕЖА: - И может быть прозвище, если придумают. МАМА: - У него же при одном имени было целых два прозвища! ВОЛОДЯ: - Сперва прозвали Горнистом. ЖЕНЬКА: - Но на горне он никогда не играл: не было слуха. САША: - Почему же прозвали Горнистом? БЕРТА: - А потом переименовали в Сигнальщика? ДАША: - Все это было очень давно. ПЕТЯ: - Буду рассказывать по порядку, чтобы не сбиться. Перестановка, Володя, Саша, Сергей и Даша составляют ящики в центре, на них кладут книги. Все расходятся по бокам. У окна – школьники, у гримерки – Надежда, Таня, Женька, Учительница. В центре проходят круг, глядя друг на друга, Мама и Гнедков, кладут книги. СЦЕНА 2 Мама и Гнедков, Петя и Валька. ГНЕДКОВ: - Нина Васильевна! Нина Васильевна, подождите! (Она останавливается). Да не расшибайтесь вы так, Нина Васильевна, все равно не оценят! Вы знаете, как про вас говорят в нашем доме? ВАЛЬКА: - «Нина Васильевна — наш добрый гений!» ГНЕДКОВ: - Вот! «Наш гений». Поверьте: каждый будет судить о вас лишь по тому, что сделали для него лично! МАМА: - Я всего лишь педиатр. ГНЕДКОВ: - Правильно! А ваша квартира – проходной двор и процедурный кабинет: делаете уколы, меряете давление всем, кто ни попросит! МАМА: - Каждый человек рано или поздно нуждается в помощи. ГНЕДКОВ: - Щедрой вас будет считать лишь тот, кого вы облагодетельствуете! У людей короткая память – они забудут… МАМА: - Я и не хочу, чтобы они помнили. ГНЕДКОВ: - Вот! До чего же вы похожи на своего супруга! Тот тоже был слабохарактерным. Не умел говорить «нет». Да научитесь, наконец, отказывать! Начинает петь Таня, все оборачиваются в зал, подхватывают. Петя идет на защиту мамы, Мама смотрит в глаза Гнедкова, хочет уйти, Петя за ней, Валька подходит к отцу. ВСЕ АКТЕРЫ Чтобы не было войны, МАМА: - Андрей был слабохарактерным? Со своим слабым характером он поднялся навстречу танку. Вам не доводилось так поступать? ГНЕДКОВ: - Нина Васильевна, вы не справедливы! Вы же знаете, плохое зрение мне не позволило… МАМА: - Отыскивать слабое у сильных, мелкое у крупных - утешительно для себя? Так вроде и сближаешься с ними? Да? Мама садится на ящик сзади, Гнедков идет к ней, Валька и Петя на авансцене ВАЛЬКА: - Что твоя мама имела в виду? ПЕТЯ: - Не умел отказывать? Не мог сказать "нет"? Отцу было всего семнадцать, когда он ушел на фронт. Его засыпало землей, контузия. Вот фашистскому танку он сказал "нет". ВАЛЬКА: - Но он же вернулся домой! ПЕТЯ: - Да, вернулся. Но контузия-то осталась в нем! И через десять лет снова засыпала его землей, уже навсегда! Валька и Петя подходят к родителям. ВСЕ АКТЕРЫ ВАЛЬКА: - А твоя мама получила задание отвечать за здоровье всех жильцов нашего дома? ПЕТЯ: - Представь себе. Это задание дала ей совесть. ВАЛЬКА: - «Бюро добрых услуг»! (Толкает в грудь Петю). ПЕТЯ: - Совсем необидное прозвище! Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Понятно? Петя резко шагает к Вальке. ВСЕ АКТЕРЫ ТАНЯ СЦЕНА 3 ЖЕНЬКА: - Чего вы тут разорались? Выяснять отношения идите на улицу. Проходка актеров, шумно. Все застывают на сцене, в середине Петя, Валька, Женя. ВАЛЬКА: - Раскомандовалась, сама вали отсюда. ПЕТЯ: - Женька, что случилось? ЖЕНЬКА: - Бабушке опять плохо. Сердце. ПЕТЯ: - Помощь нужна? НАДЕЖДА: - Спасибо, Петя, не стоит. Ты же знаешь, мама, когда разговаривает с детьми, всегда плачет. Я даже Женьку прошу ей на глаза пореже попадаться. Я зайду к твоей маме. Проходка актеров на другие мизансцены. Треугольник Гнедков - мама- Надежда ВАЛЬКА: - Трудно тебе, Женька, наверное. Все-таки родная бабушка. И не поговоришь с ней – сразу в слезы… ЖЕНЬКА: - Мама говорит, что это такая притаившаяся инфекция – одиночество. Подтачивает организм изнутри. ПЕТЯ: - Страшно подумать, но некоторые одинокие люди радуются болезни, потому что о них вспоминают! Нельзя оставлять людей одинокими! ВАЛЬКА: - Она старая, а не одинокая. У нее есть дочь, внучка, чего еще? ПЕТЯ: - Она потеряла старшую дочь. Таня погибла на войне в сорок первом. ЖЕНЬКА: - Весь дом об этом знает. МАМА (подходит сзади): - Значит, так. Я выписала уйму лекарств. Но рецепты сами по себе не могут помочь. Поэтому Петя, бегом в аптеку! ЖЕНЬКА: - Подожди, я с тобой! Женя, Петя садятся на ящики справа, Валька – слева. Мама видит, что Надежда смотрит на Гнедкова. СЦЕНА 4 МАМА: - Надя, чем я могу помочь? НАДЕЖДА: - Меня волнует мамино давление. МАМА: - Это закономерно. На людей давят прожитые ими годы, заботы, потери. И не забывай, что война была. ГНЕДКОВ (обнимает Маму за плечи): - Нина Васильевна, Нина Васильевна! Живете на износ! А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае чего? Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и сами болеют. МАМА: - Врач – это не профессия, а образ жизни. ГНЕДКОВ: - Видел бы ваш покойный супруг! Он-то ведь нежил и баловал вас, как дитя! МАМА: - Уверяю вас, я совершенно не изнежена и не избалована. ГНЕДКОВ: - Нина Васильевна! Нина… (Берет за руку). Если бы я был вашим … твоим мужем, я бы этого не допустил! (Притягивает к себе, она отстраняется). 3 ТРЕК Гнедков отступает. Актеры берут книги, стоят спиной группой у ящиков. Саша ставит ящик на авансцену. Мама, Гнедков и Валька отходят к заднику. Надежда садится на ящики справа, Женя и Петя на сцене. СЦЕНА 5 ЖЕНЬКА: - Проходи, бабушка, наверное, уснула. ПЕТЯ: - Тетя Надя, сегодня замечательная погода! (Пауза). Вечером к вам зайдет мама! (Пауза). В нашем доме ремонт собираются делать! НАДЕЖДА: - Дом старый, но прочный. Сколько еще простоит! Таня любила вылезать во двор через окна. ЖЕНЯ: - Там, под окнами, ее ждали мальчишки. Сюда заходить не решались. НАДЕЖДА: - Присядь. Все эти письма когда-то писали Тане. Актеры поднимают письма вверх, Петя рассматривает. ПЕТЯ: - Ее так любили?! ЖЕНЯ: - Здесь только записки. А письма бабушка прячет! НАДЕЖДА: - Вот три письма. Ребята подходят, кладут письма на стол, обращаются к Надежде, возвращаются обратно. СЕРГЕЙ: - Обещали пожертвовать ради нее жизнью. ВОЛОДЯ: - Интересно, где они сейчас? САША: - Помнят ли ее? ПЕТЯ: - Помнят! Конечно, помнят! НАДЕЖДА: - Как бы хотелось узнать, кто они… эти бывшие мальчики, Танины поклонники. ПЕТЯ: - Вы их не знаете?! ЖЕНЬКА: - Откуда? Они даже подписывались одной-двумя буквами. ПЕТЯ: - Давайте я их найду! Разыщу всех троих! НАДЕЖДА: - Каким образом? Школы, в которой они учились, уже давно нет. ПЕТЯ: - Разве после войны они не заходили? НАДЕЖДА: - К кому приходить? И зачем? ЖЕНЬКА: - Валькин отец знаешь, как сказал маме… ГНЕДКОВ: - Стучатся в дверь, когда есть нужда! НАДЕЖДА: - Получается, он прав: к нам больше никто не заходил. ПЕТЯ: - Значит, переехали! Поменяли адреса, вот и все. Давайте, я их разыщу! НАДЕЖДА: - Возьми письма… Актеры в центре протягивают письма, Петя их собирает. НАДЕЖДА: - Только не потеряй. Танюша была не только красивой, но и доброй. Всегда стремилась помочь, как твоя мама. ЖЕНЬКА: - И как ты. Надежда поворачивается спиной, садится на ящик. Валька идет к ящикам перед сценой. СЦЕНА 6 ВАЛЬКА: - Все по квартирам ходишь? «Бюро добрых услуг»? ПЕТЯ: - А ты бюро каких услуг? ВАЛЬКА: - Я вообще ни у кого в услужении не состою! Хочешь, чтобы тебя похвалили? Брат милосердия? Доктор медицинских наук? ПЕТЯ: - Что ты орешь? Пожилая женщина тяжело больна… Тебе неизвестно, что ли? ВАЛЬКА: - Между прочим, ее старшая дочь погибла не на войне! ПЕТЯ: - Как… не на войне? ВАЛЬКА: - Так, не на войне. И не на земле. И не в воздухе! И не на море… ПЕТЯ: - А где же? ЖЕНЬКА: - Ну? ВАЛЬКА: - Между небом и землей! На крыше! ПЕТЯ: - Что ты мелешь, на какой крыше!? ВАЛЬКА: - На обычно крыше нашего дома. ЖЕНЬКА (садятся с Валькой на ящики): - Откуда ты знаешь? ВАЛЬКА: - Оттуда! Она училась с моим отцом… СЦЕНА 7 Мама проходит к ящикам у окна. ПЕТЯ: - Мама, Валька Гнедков говорит, что Таня Ткачук погибла не на войне. А на крыше. МАМА: - На крыше тоже была война. Таня идет и садится на авансцене. ТАНЯ: - На крыше тоже была война. МАМА: - Таня сбрасывала зажигалки… ТАНЯ: - Сбрасывала с крыши зажигалки и была смыта взрывной волной. МАМА: - Если б не она, мы бы задохнулись в бомбоубежище. ПЕТЯ: - Может, вернуться и навалять Вальке как следует? МАМА: - Победи мирными средствами. Что это? Письма?.. ПЕТЯ: - Старые, довоенные. Пообещал тете Наде найти бывших мальчишек, которые написали их Тане. Узнать о них: где живут и кем стали. А как узнать — сам не знаю. Обратных адресов нет. Имен и фамилий тоже. МАМА: - Всего три письма? ПЕТЯ: - Да что ты! Их очень много, но эти обещали пожертвовать ради Тани жизнью. МАМА: - Таня Ткачук… ТАНЯ: - Таня Ткачук была самой красивой девочкой во всей школе. МАМА: - Я была маленькая, как увижу ее — на корточки приседаю. А что делалось с мальчишками, представляешь? ТАНЯ: - Они и приседали и вскакивали… ПЕТЯ: - И наш папа тоже? МАМА: - Он… он проявил себя потом… после… Как только Таня погибла, он ушел на фронт. ТАНЯ: - Он ушел на фронт. Ему едва семнадцать исполнилось. Мог бы год подождать. МАМА: - Мог бы год подождать. Петя заглядывает ей в лицо. ПЕТЯ: - Мама, что случилось? Тебя кто-то обидел? МАМА: - Нет, что ты… ПЕТЯ: - Это Гнедков? Только не думай, что он заботится о тебе. МАМА: - Почему? ПЕТЯ: - Плохие не могут любить хороших. МАМА: - Но, к сожалению, хорошие иногда любят плохих, это случается. 4 ТРЕК Гнедков идет вперед, рассматривает маму, Таня заглядывает ему в глаза и уходит назад. Надежда смотрит на Гнедкова, Петя встает перед ним. Гнедков отходит к столбу. НАДЕЖДА: - Ну, как же ты будешь искать? ПЕТЯ: - Надо, я думаю, прочитать письма и по их содержанию… МАМА: - Не смей читать! Их писали не тебе. ПЕТЯ: - А как же тогда? МАМА: - Есть живая свидетельница. Она сможет определить по почерку. ПЕТЯ: - Через столько лет? МАМА: - Твой отец говорил - Екатерину Ильиничну не обманешь. НАДЕЖДА: - Она каждого из нас по почерку знает: в прямом и переносном смысле. ПЕТЯ: - Екатерина Ильинична, кто это? МАМА: - Их классная руководительница. Сама ученикам прозвища придумывала. НАДЕЖДА: - Так приклеивала, что отодрать было невозможно. ПЕТЯ: - А как она прозвала моего отца? УЧИТЕЛЬНИЦА: - Горнистом. 9 ТРЕК Перестановка на школу. На ящиках Саша, Берта и Даша, Сергей и Володя. Гнедков у столба, Валька и Женька ставят ящики перед сценой, Надежда садится к Маме. Учительница и Петя в центре сцены. СЦЕНА 8 УЧИТЕЛЬНИЦА (рассматривает письма): - Добровольский. Андрей Добровольский. ПЕТЯ: - Это мой отец! Только я его почти не помню. УЧИТЕЛЬНИЦА: - Знаешь, как твой отец называл меня? Классной руководительницей. Делал ударение на первом слове. ПЕТЯ (рассматривает ребят): - Правда, что вы сами придумывали ученикам прозвища? УЧИТЕЛЬНИЦА: - По-моему, раз уж прозвища неизбежны, надо их держать под контролем, а еще спокойнее сочинять самой! ПЕТЯ: - А почему вы моего отца прозвали Горнистом? УЧИТЕЛЬНИЦА: - Иногда я хитрила. Придумаю ученику прозвище, которому надо соответствовать, и наблюдаю, как он хочет до него дотянуться. Но Андрею дотягиваться было не надо: он полностью соответствовал своему званию. ПЕТЯ: - Чем? (Садится на ящик). УЧИТЕЛЬНИЦА (проходит через учеников, вспоминает): - Без нужды не горнил, но сразу объявлял тревогу: человек в беде! Попросят у него нарядную куртку, чтобы Таню в кино пригласить, а он и свитер предлагает. Попросят первый том «Графа Монте-Кристо», а он оба несет. Безотказный был парень! ПЕТЯ: - Не умел говорить «нет»? УЧИТЕЛЬНИЦА (резко подходит к нему, видит Гнедкова): - Откуда такие сведения? Он не любил говорить «нет». Но это не значит, что не умел. Помню, одного своего одноклассника он беспощадно лупил по щекам и приговаривал: «Нет! Нет! Нет!..» ПЕТЯ: - Лупил?! Мой отец? УЧИТЕЛЬНИЦА: - Лупил не отец, а один юноша, честный и смелый, другого бесчестного и трусливого. ПЕТЯ: - Но кого же он бил? За что? УЧИТЕЛЬНИЦА: - Тебя только это интересует? Зачем ты явился? Петр Добровольский? ПЕТЯ: - Я был в семье Тани Ткачук. Мне дали три письма, попросили узнать, где эти ребята и почему не заходят. Обещали ради Тани жизнью пожертвовать! УЧИТЕЛЬНИЦА: - Ничего не стерлось. Буквы все те же, которыми они писали контрольные и мелом на доске. Не заходят, говоришь? Как же они могут зайти, если обещали жизнью пожертвовать? ПЕТЯ: - Они все… погибли? Все трое? УЧИТЕЛЬНИЦА: - Не трое! Их миллионы погибли. А буквы все те же! «С. Н.» Это Сережа Нефедов. 5 ТРЕК СЦЕНА 9 Гнедков у столба смотрит за Таней, Таня и Саша с учебником пересаживаются из противоположного угла к гримерке. Сергей встает около Володи, Даша смотрит на него, Берта ее одергивает. Саша с книгой идет в центр, ребята наклоняются к нему. Даша отводит Берту в сторону. ДАША: - Ничего ты не понимаешь, Сергей - художественная натура! БЕРТА: - Цветы на подоконниках разводить – тоже мне, художество! ДАША: - Ты сама попробуй. А каблук? Помнишь, у меня каблук отлетел на танцах? Он взял меня на руки, чтоб я не хромала, а туфли потом починил. СЕРГЕЙ: - Девчонки, сдаем книги! БЕРТА: - Спасибо, Сережа. СЕРГЕЙ: - Освобождаемся от груза в конце трудового дня! ГНЕДКОВ: - Нефедов, бабий угодник! 5 ТРЕК Гнедков на ящике у гримерки сзади, ребята в противоположном углу на авансцене. Володя идет к Гнедкову разбираться, Даша и Берта его останавливают, Сергей несет стопку книг и протягивает их Гнедкову, тот не берет, Сергей кладет книги на ящик. Гнедков идет к гримерке. ТАНЯ: - Фу, как низко… ВОЛОДЯ: - Тань, это высоко! Болото всегда ненавидит гору. САША: - И чем выше гора, тем больше это раздражает болото! СЕРГЕЙ: - Таня, можно тебя на минуту? Это тебе (Передает картину). БЕРТА: - Это что, картина? «Неизвестная с портфелем»! ДАША: - По-моему, Танька в жизни лучше! ТАНЯ: - Нет, он уловил главное… ВОЛОДЯ: - Доброту и отчаянность. САШКА: - Татьяна у нас декабристка! ТАНЯ: - Какие глупости. Спасибо, Сережа. Целует его в щеку. ГНЕДКОВ: - Доброта делает человека беззащитным, а отчаянность - безрассудным. 5 ТРЕК Володя и Саша идут к Гнедкову, смотрят в книгу, Таня с Сергеем переходят на их место, сзади делают книжный стеллаж, усаживаются около него. УЧИТЕЛЬНИЦА: - «В.Б.» Это Володя Бугров. СЦЕНА 10 БЕРТА (бьет Гнедкова книгой, садится на ящики спиной к залу): - Гнедков ты, ты… Дурак! ТАНЯ: - Что случилось? ДАША (садится к Берте): - Гнедков говорит, что все немцы – диверсанты и грабители. ГНЕДКОВ: - Давай, скажи, как твоя настоящая фамилия? ДАША: - Лунько, Лунько ее фамилия! ГНЕДКОВ: - Маминого дедушки это фамилия, у них под это дело вся семья Лунько… Ну, давай, как там? Леманн? Ланге? Лейтнер? ТАНЯ: - Гнедков, при чем тут фамилия? ГНЕДКОВ: - Вы радио слушаете?! Что передают о немцах Поволжья? Голод, а они свою шкуру спасают. САША: - Мщение и смерть злодеям-немцам?! ГНЕДКОВ (газетный лист): - «Немцы, работающие на предприятиях оборонной промышленности, должны были быть арестованы!» Газеты читать надо! СЕРГЕЙ: - Дай сюда! Между прочим, «Приказ Народного комиссара внутренних дел СССР»… БЕРТА (выбрасывает газету): - Не все немцы – фашисты! ВОЛОДЯ: - Тихо! Замолчите все! Немцы – фашисты? Изменники родины? А Фет и Фонвизин? Брюллов? А Дельвиг и декабристы? Они тоже Родине изменяли? А Беллинсгаузен, открывший Антарктиду? А кругосветная экспедиция Крузенштерна? ГНЕДКОВ: - Ты прямой, Бугров, как телеграфный столб! ТАНЯ: - Прямолинейный, а не прямой. Тебе этого не понять. САША: - Кто на контрольных во все концы класса спасательные круги раскидывает? СЕРГЕЙ: - Будущий наш Лобачевский! ТАНЯ: - Нет, лучше так - будущий академик Владимир Бугров! УЧИТЕЛЬНИЦА: - Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Подписывался одной буквой, потому что стеснялся своей фамилии… 6 ТРЕК Перестановка, мальчики разбирают ящики, ставят на авансцене, Саша садится на ящики в центре, девочки разбрасывают книги на полу, Петя и Учительница раздвигают ящики перед сценой, садятся. На 2 куплете через Сашу проходят пары – Володя и Берта, Сергей и Даша, Таня подходит к Саше, но Гнедков толкает Сашу и Таня его уводит. СЦЕНА 11 ДАША: - Сашка, снова полы моешь? САША: - Кто-то же должен. ДАША: - Давай девчонок позовем, быстро домоем? САША: - Неудобно, я лучше сам… БЕРТА: - Ничего не неудобно! Чего ты стесняешься - ведра таскать? ТАНЯ: - Привет. САША: - Привет. Таня присаживается около него. ТАНЯ: - Саш, говорят, у тебя дома вся мебель – самодельная? САША: - Да, говорят. ТАНЯ: - И радиоприемник сам собрал? ВОЛОДЯ: - У него золотые руки! Я ему схему подсунул – за два дня смастерил! ТАНЯ: - А хочу зайти к вам, посмотреть, можно? САША: - Может, лучше сходим в кино? ТАНЯ: - Сходим. ГНЕДКОВ (пинает книги): - Поломойка, пусть полы домоет… ТАНЯ: - А полы мне все вместе домоем! 7 ТРЕК Перестановка, мальчики разбирают ящики, ставят перед сценой вертикально 2 в центре, 2 по бокам, перед ящиками - книги, все расступаются, Гнедков садится к залу спиной. На сцене пары – Таня и Саша, Володя и Берта, Даша и Сергей – по углам. ПЕТЯ УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕТЯ УЧИТЕЛЬНИЦА Пары проходят по часовой стрелке на другие точки. ПЕТЯ УЧИТЕЛЬНИЦА Ребята идут у заднику, смотрят на что-то вдали. ПЕТЯ УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕТЯ УЧИТЕЛЬНИЦА СЦЕНА 12 1 ТРЕК СЕРГЕЙ: - Самолеты прорвались к городу. ВОЛОДЯ: - Составим график: кому и когда дежурить на крыше. БЕРТА: - Разделим ее на квадраты. ДАША: - Воздушная тревога! САША: - Быстро каждый на свой пост! Ребята встают к кулисам. Гнедков уходит. ТАНЯ: - Гнедков, ты куда? На крышу - наверх! ГНЕДКОВ: - Ты что, глупая, там же проливной дождь! На крышу нельзя, можно свалиться! ТАНЯ: - Так беги в бомбоубежище, трус! ГНЕДКОВ: - Ты пойдешь со мной. ТАНЯ: - С ума сошел? Убери руки! ГНЕДКОВ: - Я не позволю тебе калечить свою жизнь. ТАНЯ: - Не смей, отпусти меня! ГНЕДКОВ: - И мою жизнь тоже! ТАНЯ: - Никого ты любить не можешь. Трусы любят только себя! Сцена гибели Тани. 8 ТРЕК ГНЕДКОВ: - Простите, ребята, простите! Простите!!! РЕБЯТА: - Нет! СЦЕНА 13 Петя, Валька играют перед сценой. ВАЛЬКА: - Носильщик? Доставщик на дом? «Бюро услуг»! ПЕТЯ: - Между прочим, я выяснил: Таня Ткачук погибла на войне! ВАЛЬКА: - Да что ты! Она просто с крыши свалилась. ПЕТЯ: - Тебе папочка так объяснил? ВАЛЬКА: - Он-то уж лучше знает! ПЕТЯ: - Он врет. Ему выгодно так объяснять! Он предал в ту ночь наш дом. А Таня спасла! ВАЛЬКА: - Она свалилась. Дождь был… Она просто свалилась! Петя вытаскивает Вальку на сцену, показывает. ПЕТЯ: - Вот тебе за отца-труса! А вот тебе… за тебя самого! Вот! Вот еще… ВАЛЬКА: - Я не думал. Я не хотел… ПЕТЯ: - Нет! Нет! Нет!.. СЦЕНА 14 Учительница и Валька на ящиках в центре. Петя садится на ящики у гримерки. Мама идет к нему: «Что случилось?» НАДЕЖДА: - Нина, ты дома, слава Богу. Это спасение! МАМА: - Надя, что-то с мамой? НАДЕЖДА: - Нет, у Гнедкова дикий спазм... Сердце останавливается! МАМА: - Вызовите неотложку. НАДЕЖДА: - Нина, я прошу тебя, сделай ему хотя бы укол. ПЕТЯ: - Вспомнил, что по соседству бюро добрых услуг. МАМА: - Что произошло? НАДЕЖДА: - Я к тебе, Петя, не имею претензий. Кто-то ввел тебя в заблуждение. Понимаете, когда родной ребенок требует от отца оправданий и объяснений - сердце не выдерживает! МАМА: - Выдержит, оно у него каменное. Мама отходит к окну, Надежда за ней. НАДЕЖДА: - Нина, ради бога! Я знаю, он тебе несимпатичен, твое право не любить его. Но он для меня – все. Понимаешь – все! Вот такой, какой есть, жалкий, бесхарактерный, одинокий. Ты не представляешь, как он одинок! ПЕТЯ: - Не понимаю… Он же трус, понимаете, трус! Разве труса можно… уважать? ЖЕНЬКА: - Те ребята, которые на фронт ушли, они были совсем, совсем другими! НАДЕЖДА: - Вы еще слишком молоды… ПЕТЯ: - Не надо говорить нам о возрасте! Или те ребята были тоже детьми? «Будущий»! Если б то, что обещает нам это слово, всегда сбывалось! ЖЕНЬКА: - Сколько «будущих» так и остались «будущими»! МАМА: - Вы судите так, словно сами прошли войну. НАДЕЖДА: - Что вы знаешь о трусости? О трусости и страхе? Надежда забирает Женьку, Мама – Петю. Гнедков сидит на сцене спиной к залу, мальчики медленно движутся к авансцене. СЦЕНА 15 9 ТРЕК ТАНЯ ВСЕ АКТЕРЫ НА АВАНСЦЕНЕ Он переделать мир хотел, Он был бы рад - в огонь и в дым, Не доверяли вы ему А он судьбу свою кляня 1 ТРЕК Актеры садятся. Мальчики в центре на ящиках. СЕРГЕЙ: - Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай "Есть!", падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, всем телом, не испытывая при этом страха, не задумываясь. САША: - Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко. Потерял я ложку, как дурак. Обыкновенная такая ложка. Алюминиевая. Почерневшая. С зазубринами. И все-таки это ложка. Очень важный инструмент. Есть нечем. Суп пью прямо из котелка. А если каша... Я дощечку приспособил. Щепочку. Ем кашу щепочкой. У кого попросить? Каждый ложку бережет. Дураков нет. А у меня - дощечка. ВОЛОДЯ: - Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Помогите мне! ГНЕДКОВ Буду я стоять перед тем судом —
Может, жизнь моя и была смешна, СЦЕНА 16 Актеры идут на сцену как современные подростки. ПЕТЯ: - Я вот что думаю. О тех, кто трудился на заводах, на мраморных досках золотом написано: "Здесь работали... Вечная слава!" ЖЕНЬКА: - А ребята из нашего дома нигде еще ПЕТЯ: - А если нам самим сделать доску, и повесить ее на нашем доме, а? ТАНЯ: - "Герои, жившие в нашем доме"! ВАЛЬКА: - Разве нам разрешат? СЕРГЕЙ: - Все с чего-нибудь начинается! ТАНЯ: - Вы подумайте: матери будут каждый день видеть, что их дети не забыты. ВОЛОДЯ: - Даже если сын или брат нигде еще не работал, прямо из десятого на войну ушел… БЕРТА: - Все равно о них будет написано! ДАША: - И о дочерях. ПЕТЯ: - Доску мне оставил отец. САША (берет один ящик): - Отличная доска, прочная. ЖЕНЬКА: - И вся в прожилках, словно живая. УЧИТЕЛЬНИЦА: - Горнистом уже называли твоего отца. А ты будь Сигнальщиком! И вовсю сигналь, как только потребует жизнь. ТАНЯ: - Хорошо бы побольше было на свете Сигнальщиков и Горнистов! ГНЕДКОВ: - И поменьше молчунов, которые не сигналят, не горнят ни при каких обстоятельствах. ЖЕНЬКА: - Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно - спасти нашу землю! пусть про них будет написано. О каждом! Поименно... ДАША: - И если школ, где учились, уже нет, то в домах, где они жили! ВОЛОДЯ: - А если и домов, где жили, нет, то в домах пионеров, где в кружках занимались. САША: - В библиотеках, куда за книжками бегали... УЧИТЕЛЬНИЦА: - Здесь жили, прямо из школы ушли на войну. Персонажи, называющие себя, встают вперед, Таня посередине. ВОЛОДЯ: - Владимир Бугров. ПЕТЯ: - Андрей Добровольский. САША: - Александр Лепешкин. СЕРГЕЙ: - Сергей Нефедов. ТАНЯ: - Татьяна Ткачук. ВАЛЬКА: - Вечная память героям! БЕРТА: - Чтобы ни одно имя не кануло в вечность! НАДЕЖДА: - Чтобы живущие помнили – смелость, честность и великодушие есть в каждом человеке. ПЕТЯ: - Слабость может быть сильной, а незначительность - великой. МАМА: - И пусть, пока вращается наша земля, никогда и никому не нужно будет этого доказывать! УЧИТЕЛЬНИЦА: - Пусть это всегда будет с вами, мои дорогие ребята... 10 ТРЕК Памятник из ящиков (мальчики и Валька), книги (девочки), письма (учительница), ткань (Таня), звезда (Петя и мама). Все смотрят и расходятся. Песня Б. Окуджавы "Молитва". Конец. |