скачать текст

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ
(превращения)

Что такое «ПРЕВРАЩЕНИЯ» (перемена отношения) и для чего они нужны актеру?
Под переменой отношения мы понимаем ту внутреннюю «перестановку», которая позволяет актеру относиться к предметам, месту действия и вымышленным событиям как к подлинным, а к партнерам - как к действующим лицам. Например, относиться к бутафорскому пистолету как к настоящему, к декорациям как к стенам и мебели своей комнаты, к воображаемой обиде как к настоящей, к девочке из группы как к бабе-яге, принцессе или лягушке.
Мы используем такую «актерскую формулу» в работе над превращениями.
Вижу то, что ДАНО (стул, девочку, штору, пол), а отношусь к нему так, как ЗАДАНО (как к трону, как к собачке, как к картинной галерее, как к болоту).
Не смотрю на пол и вижу болото, это невозможно для здорового человека, а смотрю на пол, и передвигаюсь по нему так, как если бы шел по болоту. А если б вот тут мне мешало бревно (стул лежит), что бы я сделал? Если бы вот этот стул – сухой пригорок среди болота, как бы я на него взобрался, и что бы делал дальше? Сушил одежду? Отдыхал?
Основной путь для возникновения перемены отношения — магическое «если бы», фантазия, придумка, логика последовательных действий.
Упражнения на «превращение» начинаются с «превращения предмета». Например, стакан превращается в фонарь. «Превратил предмет» в другой предмет, «превратился сам», «превратил комнату» во что-то.
«Превращения» можно выполнять разнообразно. Например, «превращения с помощниками»: один превратил стул в детскую коляску. Если другие его поняли и решили, что он качает ребёнка дома, то они выходят на сцену и присоединяются к «превращению», превращаясь в бабушек, дедушек и домашние предметы, а если они решают, что действие происходит на улице, то превращаются в вещи и людей, которые находятся на улице.
Или рассыпанные по полу бумажки актеры превратили в следы, сами превратились в собак, которые нюхают следы, кто-то превратился в сыщика, который идёт за этими собаками, кто-то превратился в вора, который прячется от них. Так – от бумажки – возникло интересное «превращение». Все эти «превращения» связаны с развитием фантазии. Что во что можно превратить, во что тогда ты превратишься сам.