скачать текст

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Поза

Подготовка поз для своей истории – очень важное умение, для того чтобы актёр шевелился, чтобы актер ни в коем случае не замирал в болтовне, чтобы он концентрировался не на словах, которые говорит, а на том, что он делает, и на том, как он это делает. Поэтому важна работа с позами, с «чтением тела» и связью тела с внутренней жизнью, с обоснованием, что каждая поза тела возникает при определенном основании. Например, жест «растопыренные пальцы рук». Один человек говорит: «Вот видишь, я не брал»! Другой –– «У меня руки грязные, оботрите лицо».
     С самого первого занятия мы используем упражнение «поза». 
     Поза – это осмысленный и действенный стоп-кадр.
     Из правильной позы актер всегда может «ожить» и довести задуманное дело до конца.
     «Я нагнулся, чтобы завязать шнурок». Не просто нагнулся, а со стремлением сделать что-то, все мое внимание сконцентрировано, а глаза, тело, мысли в этот момент направлены на желание выполнить дело. Выполнить, а не «изобразить». Поэтому лучше, если работа на сцене проводится с реальным предметом. Реальная вещь позволяет актеру выполнять действие "по правде", "пустышка" - мешает, заставляет направлять внимание на отсутствующий, ненастоящий предмет.
      «Я поднял стул», чтобы вытащить из-под него кофту, «Я рассматриваю куртку», чтобы найти дырку, «я вытряхиваю сумку» - ищу ключи, «я нагнулась, чтобы лучше рассмотреть что-то», «я потянулась, чтобы достать что-то», «я махнула рукой, чтобы привлечь внимание», «я присела, спряталась, чтобы меня не нашли» и т.д.
      Истории (этюды), которые связывают две-три-четыре позы, оцениваются как живой или неживой. Поза въехала в живую ткань этюда или была искусственной – обыкновенно зрители это видят, и постепенно у ребят накапливаются представления о том, когда переход из позы в позу является живым, а когда нет.
     Главное помнить – самая интересная, необычная, яркая поза будет у того, кто, подключив свое воображение, будет активно стремиться выполнить придуманное дело, и сделать это как можно лучше, старательнее. Именно выполнить, а не показать это зрителям, не изобразить.